ФЕДОСЕЕВ РОБЕРТ ЮРЬЕВИЧ

 


Биография
8 февраля 2002 г.

ВЫ – ГОРДОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ!

К 50-летию творческой деятельности
И
65-летию со дня рождения
ИЗОБРЕТАТЕЛЯ РОБЕРТА ЮРЬЕВИЧА ФЕДОСЕЕВА


Дорогой папа Роберт!

Мы, Ваши друзья, ученики и соавторы гордимся тем, что являемся Вашими современниками и тем, что нам посчастливилось участвовать в совместной с Вами творческой деятельности на протяжении ряда лет.
2002 год мы называем «ГОДОМ ФЕДОСЕЕВА», потому что Вам в этом году (19 октября) исполняется 65 лет, и мы с Вами отмечаем 50-летие Вашей творческой деятельности.
50 лет прошло с того момента, когда Вы создали свой первый запатентованный прибор – ИНТЕГРАТОР ТЕМПЕРАТУРЫ. До Вас никому в голову не приходила идея соединить, как теперь говорят, «в одном флаконе» «простой» ртутный градусник с «простым» механическим метрономом. И получилась совершенно новая и разумная комбинация частей, хотя и известных порознь, но составивших новую синергетическую совокупность, обладающею большим эффектом, чем обеспечивает простая сумма этих частей, взятых в отдельности.

Мы знаем, что Ваш дедушка по отцу Венедикт ещё в позапрошлом веке, изобрёл токарный станок, запатентовал его и продал лицензию. Это позволило ему жениться и вместе с Вашей бабушкой Оксаной народить и воспитать тринадцать детей, из которых Ваш отец – Юрий Венедиктович Федосеев - тринадцатый.
Вам «повезло», Ваша мама – Циганкова Варвара Михайловна – также оказалась тринадцатым ребёнком в семье Вашего Дедушки Михаила и Вашей бабушки – Аграфены Ивановны, которая была Вашей «пушкинской» няней, Вы выросли на её руках и её сказками и песнями «в ушах».

Произведя Вас на свет в зрелом возрасте (обоим Вашим родителям было по 22 года от роду), они неожиданно для окружающих дали Вам Ваше знаменитое теперь имя – Роберт. Говорят, что повлияла музыка И.О. Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта».
А вспомните «простые», но символические по отношению к Вам слова этой песни:

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай пропоёт:
Кто весел, тот смеётся,
Кто хочет, тот добьётся,
Кто ищет, тот ВСЕГДА найдёт!

Начало 40-вых «роковых» годов… Война. Маленький двор в доме № 62 на углу 3-ей Мещанской улице (теперь – это ул. Щепкина) и Больничного переулка (который мы предлагаем назвать Вашим именем – «Переулок папы Роберта»), стал ареной бурной и увлекательной мальчишеской деятельности.
Вы были заводилой и лидером многих начинаний: от известных игр в «казаки-разбойники», «в войну», «лапту», конечно, футбол, хоккей (русский и канадский), волейбол, баскетбол, теннис (большой и настольный) и др., до совершенно новых игр, когда Вы, особенно по вечерам, в темноте, рассказывали собравшимся в кружок дворовым ребятишкам придуманные Вами кинофильмы, представляющими собой причудливую смесь того, что Вам удалось увидеть в окрестных кинотеатрах и Вашей бурной фантазии, о существовании и силе которой мы не раз ещё вспомним на этих страницах нашего приветствия.
Мы заговорили о Вашем детстве потому, что нам известно, что Вы всегда были лидером, Вы всегда избирались капитаном дворовых команд, командиром военных игр и т.д., у Вас даже прозвище было – Кутузов, а по мысли Н.В. Гоголя – народ в таких случаях не ошибается. Нам известно, что многочисленный инвентарь, от мячей, сеток, клюшек, до самокатов и велосипедов, Вы изготавливали и ремонтировали своими руками, потому что на это Вам денег никто не выделял, а подручные материалы Вы находили на многочисленных свалках, разбросанных в округе. Вот где ковались «золотые» руки мастера и комбинаторные способности, возникающие из потребности приспособить имеющееся к требуемому.

В школы Вы редко ходили - прогуливали, поэтому Вас однажды даже исключили (попросту, выгнали), и, если бы не отец, который со слезами на глазах уговаривал нового директора принять Вас обратно, не видать бы Вам аттестата зрелости и, в дальнейшем, и институтского диплома, кстати, тоже случайно полученного Вами, лишь потому, что Ваша жена Алла Вячеславовна (выпускница МВТУ им. Баумана) пригрозила «развестись» с Вами, и Вы «походя» получили Ваш диплом инженера-электромеханика по автоматизации технологических процессов.

Далее мы цитируем отрывок из предисловия к повести Ольги Коноваловой
«Его зовут папа Роберт»
Роберт Юрьевич Федосеев уверен, что творчество возможно только в экстремальных условиях. Более того, творчество само по себе есть экстремальная деятельность интеллекта и психики, требующая, к тому же, немалых физических сил. Федосеев знает, что говорит. Из 65 лет жизни 50 он Изобретает (с большой буквы, потому что он создаёт комплексы изобретений, объединённых общим замыслом – Теплонику, Лазерографию, Дештехнологию; его так и называют: концептуальный изобретатель).
Некогда папа Карло создал Буратино, и тем обессмертил свое имя. Сотни детей в России называют Федосеева папа Роберт, потому, что в 1960 году он придумал и своими руками сделал первый Бинардик – двоичный четырехразрядный персональный карманный дешкомпьютер.
Едва Федосеев заходит в класс, дети спрашивают его: папа Роберт, какие новые программы ты принес для бинардика? А папа Роберт придумывает дешпрограммы каждый день, и не только приносит их в школу, но и рассылает их по запросам через Интернет. См. информацию на сайтах: http://deshnovosti.narod.ru http://ro.agava.ru http://tsd00.narod.ru http://binardec.boom.ru
Сокровенное желание папы Роберта (а может быть, и цель жизни, миссия) дать в руки каждого ребёнка на Земле свой дешкомпьютер.
От учеников папы Роберта можно узнать много достоверных историй из экстремальной жизни изобретателя Федосеева. Расскажем две из них.
В возрасте 22 лет от роду папа Роберт похвалился перед сослуживцами, что сделает 100 изобретений. Серьезные люди, знающие, «что почём», подняли его на смех и прозвали «эдисоном» (это прозвище произносилось с предельной иронией). Через три… четыре года (в 1964 году) дразнилка превратилась в почетный титул, потому что к тому моменту у Федосеева было уже 200 авторских свидетельств и ещё сотни рассматриваемых заявок.
В другой раз Федосеева поймали на слове. Он публично заявил, что может обыграть чемпиона мира по шахматам, если тот даст ему фору ферзя. Те, кому иногда удавалось обыгрывать Федосеева (а надо сказать, что Федосеев был всего лишь дилетантом в шахматах без какой-либо специальной подготовки) засмеялись и назвали его наглецом и нахалом, который никогда не сможет доказать справедливость своих претензий – ведь матч с чемпионом мира заведомо не состоится. Федосеев завелся и сказал: «Собирайте любое количество досок. Я дам сеанс одновременной игры и у всех выиграю. Никто из вас не сможет даже одну партию свести к ничьей».
Поскольку в затею Федосеева никто не поверил, ажиотажа не было. Собралось лишь 8 любителей из тех, которые играют в шахматы каждый день в любую свободную минуту, да и в рабочее время тоже. Заключили пари. Если Федосеев оканчивает хотя бы одну партию вничью, он отдает две месячных зарплаты, если выигрывает все – шахматисты отдают ему по 1/8 от этой суммы каждый.
Потрясение, произведенное этой историей на Федосеева, настолько велико, что и через 40 лет он помнит все партии и все перипетии борьбы, и сеанс одновременной игры снова и снова снится ему в прежних, ярких красках. Самым экстремальным условием матча было ограничение времени: Федосеев должен был окончить все партии за два часа. Каждый игрок имел на обдумывание хода время, которое нужно было Федосееву, чтобы обойти весь круг, плюс еще 1 минуту по секундомеру с того момента, когда Федосеев подходил к его доске. Папа Роберт был вынужден делать ходы мгновенно. Он играл блиц, остальные – обычную партию.
Поначалу самоуверенные соперники ходили быстро, даже не используя свою резервную минуту. Они догадались тянуть время, только когда осталась единственная неоконченная партия. Федосеев имел две пешки, поддержанные королем, против короля противника. И в заведомо проигрышной ситуации соперник повел себя неспортивно (нормой считается сдача заведомо проигранной партии). Когда Федосеев объявил ему шах, и оставался единственный ход для отступления, игрок сделал его лишь по прошествии минуты. Таким неспортивным способом лимит времени, отпущенного Федосееву, был превышен на 49 секунд, и он уже не мог считаться победителем. Но объявить его проигравшим соперникам не позволила совесть. Соперники разошлись без денежных расчётов.
Зато у Федосеева установился безусловный рефлекс на победу в творчестве: любая как угодно сложная и неожиданная задача должна быть решена. То, что специалисты считают невозможным, Федосеев делает.
К 1970 году он имел более 300 изобретений, десятки из которых запатентовали за рубежом (в США, Англии, Франции, ФРГ, Японии, Италии, Швеции, Австрии и др. странах). Это больше, чем за то же время (1960-70 г. г.) сделали в области пневмоавтоматических приборов общепромышленного назначения все ведущие НИИ и конструкторские бюро СССР: Институт автоматики, телемеханики и технической кибернетики (ИАТ ТК) АН СССР, Институт комплексной автоматизации (ЦНИИКА), НИИТеплоприбор и др. В своей области – приборы общепромышленной пневмоавтоматики – Федосеев в 1960-е годы сделал более половины наиболее ценных и решающих мировых изобретений. Назовем некоторые.
Пневмолампа – за 40 лет она дала народному хозяйству разных стран более 100 млн. долларов экономии.
Основы элементной база промышленной пневмоавтоматики – для отрасли это имеет такое же значение, как изобретение транзисторов – для электроники.
Устройство для долговременного запоминания аналоговых сигналов – до Федосеева оно считалось невозможным.
Принцип ускорения до предела скорости передачи сигналов по длинным трубопроводам и соответствующее устройство – раньше сигналы передавались на расстояние 300 м за 40 секунд, Федосеев стал передавать за 1 секунду.
Принцип построения конечных автоматов с двухпроводной связью – он используется уже 40 лет и найдет применение в будущем в квантовых компьютерах.
Шедевр изобретательского творчества Федосеева – самонастраивающиеся приборы. Погрешность работы этих приборов, практически, стремиться к нулю, точность изготовления деталей для этих приборов понижена, их не нужно настраивать ни при изготовлении, ни в эксплуатации. Недаром ведущие фирмы мира хотели приобрести лицензии на их производство. Федосеева настойчиво приглашали приборостроительные фирмы США и других стран. Но условия жизни в СССР были экстремальными не только для диссидентов, но и для изобретателей. Директор института, где работал Федосеев, сказал: «Если отпустить его в Америку, он станет миллионером, а в СССР не должно быть богатых и финансово независимых людей. Пусть сидит дома».
В 1966 году Федосеев подал 32 заявки на изобретения и получил 31 авторское свидетельство.
В 1967 – 188 заявок. Получено 97 авторских свидетельств. Остальные эксперты патентного ведомства, а это в основном, внештатники (конкуренты из смежных организаций) откровенно и нагло зарубили, не погнушавшись при этом использовать их в своих диссертациях и монографиях. Некоторые из отвергнутых изобретений актуальны до сих пор.
В 1969 году – 220 заявок и 110 свидетельств! Из тех 110, которые не выданы, разве что 1-2 действительно опоздали. Остальные 108 отказов – на совести экспертов патентного ведомства, которые повело себя не просто нечестно, а подло.
Сделать и оформить 220 качественных изобретений за год так же трудно, как вплавь преодолеть Атлантику. До этого рекордсменом считался американец, подавший в 1919 году 105 заявок на изобретения. Федосеев побил рекорд, державшийся 50 лет, превысив результат предшественника более чем в два раза! Это – натуральный экстрим. А ведь и каждое изобретение создавалось в экстремальных условиях, и заслуживает отдельного разговора.
В дальнейшем Федосеев подавал по 30 – 50 или иногда меньше заявок каждый год. Не было уже тех условий, которые в предыдущие рекордные годы пока был жив, создавал ему Генеральный конструктор Григорий Иванович Воронин, которого Федосеев называет своим вторым отцом.
Были у Федосеева и «трудные годы», года не было условий для проявления его феноменальных изобретательских способностей в области техники. Поистине (Фейербах): «Где нет простора для проявления способностей, там нет и способностей». Хотя в эти годы Федосеев, переключив свой «генератор идей» на музыку создал сотни прекрасных песен. Прекрасных потому, что они с удовольствием поются детьми и взрослыми многие годы. Например, песня «Под Новый Год», которая стала международным шлягером. Как считал Альберт Эйнштейн: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Творчество Федосеева эту мысль великого учёного подтверждает.
Когда Федосеева спрашивают «кто он по специальности», он всегда затрудняется ответить, потому что считает вслед за Бернардом Шоу, что «нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном», и что «всякая профессия есть заговор против непосвящённого». Иногда Федосеев, шутя, называет себе «профессиональным дилетантом», например, когда речь заходит о его литературном или музыкальном творчестве (опубликованы тысячи его афоризмов, стихи, рассказы, повесть и публицистические произведения).
Федосеев с детства хотел стать писателем, т.е. человеком, который много пишет. И стал им, в основном, составляя заявки на изобретения (многие тысячи) и, ведя переписку с экспертами и учениками (более десяти тысяч писем за 40 лет). Но и его стихи (особенно ставшие его песнями) нельзя вычеркнуть из списка лучших его творческих достижений.
А вот еще одна история, которая могла бы украсить известный фильм «Семь шагов за горизонт». В это трудно поверить, но, слава богу, живы десятки свидетелей.
В конце 1974 года Федосеева пригласили в Международный объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне. Перед многосотенным коллективом он прочел 3-х часовую лекцию (имеется ее магнитная запись). А в апреле 1975 провел 10-дневный семинар для 20 человек, – инженеров и научных сотрудников, – назначенных приказом директора института.
Федосеев поставил себя в экстремальные условия. Непрерывная творческая работа с 8 утра до 8 вечера, без выходных: генерация идей, составление формул изобретений (иногда более 20 формул в день!), редактирование описаний и чертежей. Благодаря его теориям и методикам, участникам удалось за 10 дней сделано 120 изобретений, составлено 120 заявок (это совсем не простая работа) и сделано 120 комплектов чертежей (плюс по 4 копии каждого комплекта заявочных материалов на оборудовании, привезенном Федосеевым из Москвы). Ничего подобного ни тому семинару, ни достигнутому результату никогда не было в истории человечества, и, может быть, больше не будет, хотя Федосеев утверждает, что возможен значительно больший результат.
В составе авторов заявок на изобретения фамилия Федосеева не упоминалась – он отказался от этого, несмотря на настоятельные просьбы участников семинара.
Читатель! Понимаешь ли ты, что сам находишь


Достижения
Самые главные достижения - МСКФ - Многомерная Система Координат Федосеева - слудующий шаг после Декарта, дешкомпьютер, дешграммная письменность.


Текущие проекты
Дешкомпьютеризация, ГЕНЕРАТОР БИЗНЕСА, Ликбез по дешграммной письменности.


Ccылки на другие страницы, посвященные Федосееву Р. Ю.
Условия сотрудничества
Лицензии на дещтехнологию
Больше о Федосееве Р. Ю.
Напишите Роберту Юрьевичу Федосееву


Условия сотрудничества
На Главную сайта "СООБРАЗ"

 

Используются технологии uCoz